Информация по вопросу упрощения порядка оценки банками кредитоспособности заемщиков с учетом специфики экономической деятельности после прохождения процедуры перерегистрации, а также разработки и внедрения специализированных банковских продуктов

Информация по вопросу упрощения порядка оценки банками кредитоспособности заемщиков с учетом специфики экономической деятельности после прохождения процедуры перерегистрации, а также разработки и внедрения специализированных банковских продуктов в целях кредитования сельхозтоваропроизводителей и предприятий Крымского федерального округа, реализующих программы импортозамещения.
В рамках государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также развития рыбохозяйственного комплекса предусмотрены следующие механизмы государственной поддержки, направленные на обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций рыбного хозяйства соответственно:

- субсидирование части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции, в соответствии с

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 – 2013 годах на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1181, и Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2013 годах на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1182;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие товарной аквакультуры, в том числе на приобретение кормов и рыбопосадочного материала, на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, объектов по производству кормов и рыбопосадочного материала для товарной аквакультуры, объектов переработки и хранения продукции аквакультуры, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), включая товарную аквакультуру осетровых видов рыб, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 № 319.

В настоящее время на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют меры государственной поддержки межотраслевого характера.

Основным видом деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация) является предоставление банковских гарантий, обеспечивающих обязательства региональных гарантийных организаций,

вытекающие из договоров поручительства перед кредитными организациями, и субъектов малого и среднего предпринимательства, вытекающие из договоров кредита, займа и иных долговых обязательств.

В настоящее время Корпорацией реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Программа).

Целью Программы является предоставление кредитных средств малым и средним предприятиям на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также пополнения оборотного капитала путем применения механизма предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных поручительствами Корпорации (рефинансирование).

Советом директоров Корпорации 21.04.2015 утвержден Порядок отбора банков для участия в реализации Программы, который предусматривает возможность допуска к Программе кредитных организаций, действующих на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, зарегистрированных в Крымском федеральном округе в соответствии с законодательством Российской Федераций.

По состоянию на 01.07.2015 для участия в Программе отобрано 12 уполномоченных банков, в том числе ООО КБ «Финансовый стандарт» и ПАО «Российский национальный коммерческий банк» (далее – ПАО РНКБ Банк).

В результате совместной работы Минсельхоза России и Корпорации разработан новый продукт Корпорации – прямая гарантия для обеспечения кредитов с целью пополнения оборотных средств, приоритетным для которого является сельское хозяйство, в частности проведение сезонных полевых работ.

Корпорацией по состоянию на 14.07.2015 предоставлено 13 гарантий на сумму 49,8 млн рублей по кредитным договорам агропромышленного комплекса, заключенным сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Крым в 2014-2015 годах с ПАО РНКБ Банк и АО «Генбанк».

По информации Министерства сельского хозяйства Республики Крым по состоянию на 06.07.2015 9 сельскохозяйственных товаропроизводителей получили кредиты в ПАО РНКБ Банк и ОАО «Черноморский банк развития и реконструкции» (далее - ОАО «Банк ЧБРР») на сумму 48,3 млн рублей. ОАО «Банк ЧБРР» сообщил о готовности в 2015 году предоставлять кредиты сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с разработанными программами кредитования сельскохозяйственных предприятий.

Одновременно сообщаем, что Минсельхозом России совместно с ПАО РНКБ Банком и региональными органами управления Республики Крым и города федерального значения Севастополя прорабатывается вопрос обеспечения кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса Крымского федерального округа.

Также сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 № 1044 утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, включающая в себя предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, выданным организациям реального сектора экономики в целях реализации их инвестиционных проектов. Размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в данной Программе, не должен превышать уровень ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации плюс 1 процент годовых.

Вместе с тем отмечаем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 № 540-р предусмотрено направление в 2015 году бюджетных ассигнований в размере 10 млрд. рублей в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал АО «Россельхозбанк» (далее -

Банк) в целях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса. Во исполнение указанного решения Правительства Российской Федерации заключен Договор передачи акций Банка в собственность Российской Федерации между Росимуществом, Минсельхозом России и Банком. Платежным поручением Федерального казначейства от № 158704 ассигнования федерального бюджета доведены Минсельхозом России до Банка. Данная мера позволит Банку выдать дополнительно сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2015 году до 36.2 млрд. рублей кредитных ресурсов.

Кроме что, сообщаем, что действующими нормативными актами Банка России реализован упрощенный подход к оценке кредитными организациями рисков заемщиков, которые может использоваться кредитными организациями при оценке кредитоспособности заемщиков, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В частности, пункт 3.17 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее - Положение № 254-П) предусматривает льготный подход сроком до трех лет по оценке ссуд, качество которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: кредитная организация вправе не увеличивать в течение трех лет с даты возникновения чрезвычайной ситуации размер фактически сформированного резерва по таким ссудам. В отношении заемщиков, зарегистрированных на территории Украины, в том числе в настоящее время расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, кредитная организация вправе применять данную норму Положения № 254-П с 13.11.2014.

В целях стимулирования кредитования заемщиков, в том числе находящихся на территории Республики Крым, в условиях введения ограничительных политических и экономических санкций, а также в целях смягчения последствий волатильности курса рубля, Банком России был принят ряд льготных мер регулятивного характера, письмами Банка России от 23.06.2015 № 01-41-1/5328 и № 01-41-1/5330 продлен до 30.09.2015 период, в течение которого кредитным организациям предоставлена возможность на основании решения уполномоченного органа управления (органа) кредитной организации не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссудам, реструктурированным с 01.12.2014. При классификации ссуд и прочих активов (условных обязательств кредитного характера), по которым имеются просроченные платежи и (или) финансовое положение заемщика ухудшилось в связи с введением ограничительных мер, уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации вправе принять решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания долга с предоставлением в территориальное учреждение Банка России обоснования такого решения.

В действующей редакции Положения № 254-П также предусмотрены льготные подходы к оценке кредитного риска, которые могут использоваться кредитными организациями при формировании резервов по ссудам, предоставляемым в том числе сельхозпроизводителям и предприятиям Республики Крым, реализующим программы импортозамещения:

- в качестве иного существенного фактора, позволяющего классифицировать ссуду в более высокую категорию качества, может использоваться информация о включении заемщика в программу субсидирования процентной ставки и (или) компенсации расходов на целевые мероприятия в рамках государственной поддержки сельского хозяйства, а также иные формы субсидий, в случае закрепления данного подхода во внутренних документах кредитных организаций. Данная информация размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сведения кредитных организаций;

- пункт 3.18 Положения № 254-П предусматривает двухлетний льготный период, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам, предоставленным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом существующие минимальные требования к размерам резервов, установленных в зависимости от количества лет отсутствия платежей по кредитам либо платежей, поступающих в незначительных размерах.

Кроме того, с 22.07.2015 вступили в силу нормы Указания Банка России от 18.06.2015 № 3683-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», предусматривающие:

- расширение перечня обеспечения I категории качества поручительствами (гарантиями) юридических лиц, в части, по которой исполнение обязательств прямо либо через третье лицо (третьих лиц) обеспечено гарантией Российской Федерации;

- увеличение до трех лет срока, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать фактически сформированный резерв на возможные потери по ссудам при возникновении чрезвычайной ситуации.

twitter-logo-silhouette link-symbol envelope telephone-handle-silhouette printer calendar home-button sign-out megaphone arrow-right facebook instagram rss vk search heraldry_big nav_back nav_next glasses menu-button search arrow-bold-right arrow-bold-left user-shape close vk