Информационное сообщение ФБУ "Севастопольский ЦСМ" о проблемных вопросах защиты прав потребителей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Как нам всем известно, с 21.03.2014 в составе Российской Федерации образовалось два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. С этого времени все граждане Украины, постоянно проживающие на территории полуострова, признаны полноценными гражданами Российской Федерации.

Таким образом, на территориях новых субъектов Российской Федерации должны быть в полном мере реализованы все правовые механизмы государственной защиты прав граждан, гарантированные законодательством и реализуемые на материковой части страны.

Одним из важнейших таких прав для каждого гражданина, безусловно, являются права потребителей на получения безопасных и качественных продуктов питания, товаров и услуг, гарантированных Федеральным Законом «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Ключевым элементом правовой защиты потребителей указанный Закон определяет право потребителя на получения полной необходимой и достоверной информации об изготовителя товара (исполнителе, продавце) и реализуемых его товаров (статья 8 Закона).

При этом, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (статья 10 Закона).

С целью обеспечения полноценного интегрирования Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую и социально-экономические системы Российской Федерации федеральным законодательством был установлен переходной период до 01 января 2015 года.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства РФ показывает, что, к сожалению, до настоящего времени права жителей полуострова защищены не в одинаковой мере по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации, прежде всего в сфере защиты их прав как потребителей товаров и услуг.

Так, с целью фактического обеспечения и реализации, гарантированных федеральным законодательством комплекса прав потребителей товаров и услуг, в правой системе Российской Федерации с 2002 года действует Федеральный закон №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Данным законом в частности предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации (статья 12).

При этом, на этик этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения) (ч.3 статьи 18).

Данные требования закона направлены, прежде всего, на обеспечения в полном объеме защиты прав потребителей на получения качественных пищевых продуктов и информации, позволяющей потребителям самостоятельно и осознанно сделать свой выбор в пользу качественного и безопасного товара.

Вместе с тем, 31.12.2014 Федеральным законом №493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» приостановлено с 01.01.2015 до 01.01.2018 действие указанных выше положений Федерального Закона №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статья 3).

Таким образом, еще на протяжении двух лет жители полуострова при осуществлении покупок продуктов питания должны полагаться исключительно на добропорядочность и честность производителей.

К сожалению, как показывает практика, высокими чувствами морального долга и ответственностью перед потребителями обладают далеко не все производители товаров и услуг.

Например, 28 сентября прошлого года представители общественной организации совместно с телеканалом «НТС» проводило очередную акцию в одном из супермаркетов города Севастополя. В выездной проверке участвовали депутаты, представители Севсельхознадзора и ФБУ «Севастопольский Центр Стандартизации и Метрологии». В торговом зале супермаркета были обнаружены товары с истекшим сроком реализации. Было также установлено, что весы, на которых взвешиваются продукты в овощном отделе, своевременно не проходят процедуру проверки средств измерений (http://sevastopol.su/news.php?id=80100).

В рамках проведенной проверки в испытательную лабораторию Севастопольского ЦСМ была передана партия продуктов питания – мясные консервы и молочные изделия, произведенные на территории соседних регионов РФ. По итогам испытаний установлены серьезные нарушения действующих норм и требований к пищевой безопасности продукции, не позволяющие реализовывать указанные продукты питания гражданам.

Кроме того, испытательной лабораторией Севастопольского ЦСМ только в 2015 году выдано более 90 отрицательных протоколов испытаний производителям, добровольно обратившимся в данное учреждение, для проверки качества своих товаров. Большая же часть производителей полуфабрикатов, бутилированной воды, кулинарии магазинов мясных изделий и полуфабриктов не контролирует процесс производства, не осуществляет входной контроль сырья и не проводит микробиологический контроль помещений, просто прикрываясь положениями Федерального закона №493-ФЗ от 31.12.2014.

Принятие данного закона, по видимому, было вызвано сложностями начального периода при построении логистики поставок продуктов питания с о стороны материковой части Российской Федерации. В то же время на сегодняшний день официально поставки продуктов питания с Украины прекращены, а вопрос логистики поставок решен.

В связи с этим, хотелось бы обратиться ко всем органам, учреждениям и компетентным должностным лицам, с просьбой помочь решить вопрос о реальной защите прав крымчан на безопасность пищевых продуктов питания, отмене статьи 3 указанного выше Федерального закона №493-ФЗ, и обеспечению скорейшего перехода к осуществлению предпринимательской деятельности на территории полуострова на базе общероссийских стандартов качества продукции и услуг.

twitter-logo-silhouette refresh link-symbol envelope telephone-handle-silhouette printer calendar home-button sign-out megaphone arrow-right facebook instagram rss vk search heraldry_big nav_back nav_next glasses menu-button search arrow-bold-right arrow-bold-left user-shape close vk